Камино-де-Сантьяго

Возникновение Легенды

Камино-де-Сантьяго в последние годы набирает всё большую и большую популярность не только у глубоко верующих людей, стремящихся совершить паломничество к христианским святыням, но и у тех, кто любит открывать для себя новые места, новые возможности, новые впечатления и знания и кто просто хочет преодолеть самого себя. Ведь путь Святого Иакова по северному побережью Испании, это прежде всего красивые горные пейзажи с видом на бесконечную Атлантику, природа в её первозданной красоте, Национальные парки и Заповедники, идиллические картинки сельской жизни, светские города, архитектура, дошедшая до нас с самой глубины веков, а также именно на этом пути находится колыбель всего человечества и Испании в частности. Я приглашаю вас совершить путешествие по этим загадочным местам.

А теперь немного о самой легенде возникновения паломнического пути Камино-де-Сантьяго

Согласно легенде,  после смерти Христа, Иаков, (Santiago по-испански) его двоюродный брат и последователь, продолжает свой апостольский путь в Иерусалиме. Позднее Апостол Иаков направляется в Испанию, дабы проповедовать христианскую веру на Пиренейском полуострове. Скорее всего он мог добрать до одного из портов Андалусии из Палестины на торговом корабле, перевозящем полезные ископаемые: металлы и проч. Святой Иаков продолжил свою миссию на юге Испании, далее прошел по Португалии (Coimbra, Braga...) и прибыл в Ириа Флавиа в Галисии.

После этого направился на восток полуострова: Луго, Асторга, Сарагоса и Валенсия, чтобы затем вернуться в Палестину. Однако в обратное путешествие Святой Иаков отравился не один, за ним последовали его испанские ученики. По возращению в Палестину, нарушив запрет на проведение христианских проповедей, Апостол был обезглавлен по приказу царя Ирода Агрипа. Испанские последователи апостола, Атанасио и Теодоро, которые были со своим учителем всегда рядом, выкрали тело святого и доставили его на лодке в Испанию, а именно в Ириа Флавиа (недалеко от деревни Падрон). Легенда гласит, что путешествие тела Сантьяго было рискованным и нелёгким. На деревянной повозке оно было доставлено до леса Libredón, после чего, везущие повозку волы, ни в  какую не двигались дальше. Ученики Апостола трактовали этот факт как божественный знак и именно этот лес был выбран как место его погребения.

Собор Сантьяго-де-Компостела, возведенный на месте захоронения Апостола Иакова (Santiago)

Чтобы понимать длинное путешествие, предпринятое его учениками с Палестины на галисийские берега для захоронения тела своего учителя, у Сан Херонимо читаем его утверждение о том, что Апостолы направились во все концы света и после смерти: “Чтобы каждый отдохнул бы в провинции, где он проповедовал Евангелие". Позже в Молитвеннике Апостолов конца VI век, говорится о проповедовании Святого Иакова в Испании и о его погребении в сундуке.

Из уст в уста распространяется история о чуде и во второй половине VII века священник Беда эль Венерабле описывает со всей скрупулезностью точную локализацию тела Апостола Иакова в Галисии. И, несмотря на арабское вторжение, возникшие политические волнения, общественные и религиозные изменения в стране, в Испании зарождается паломническая традиция (jacobeo). А вскоре это паломническое движение наберет новую силу, особенно в конце VIII века, после написанных слов об Апостоле Иакове Беато из Лиебаны (епископом монастыря Santo Toribio в Лиебана, Кантабрия), которые и определили его место и титул во всей последующей истории Королевства Испания:

Ох Апостол, самый достойный и святейший

Сверкающая и золотистая Голова Испании

Могущественный защитник и наш Покровитель.

Открытие могилы Иакова во временах Альфонсо II

Вслед за сражением в местечке Ковадонга, Астурия, рождается маленькое христианское королевство, объединяющее Кантабрию и Астурию со столицей в Овьедо. В это же время, в течении правления Альфонсо II, случается чудесное открытие могилы Апостола Иакова.

Согласно Concordia de Antealtares, первому письменному свидетельству истории Испании, датированному 1077г., когда отшельник по имени Пелайо, который жил в Соловио, в лесу Либредон, начал наблюдать в течение многих ночей загадочный блеск в одном и том же месте, то немедленно сообщил о своей находке Теодомиру, епископу из Ириа Флавиа. Священник немедля направился в то удивительное место, откуда по словам Пелайо, исходил свет, раскрывавший тайну захоронения Сундука с мощами Апостола Иакова.

В каменной могиле были найдены три тела, которые принадлежали Апостолу Иакову и его ученикам Теодоро и Анастасио. Теодомир немедленно сообщает о чудесном открытии королю Альфонсо II, который, вместе со своей свитой, отправляется на место могилы Апостола. Прибыв в Campus-Stellae (от сюда название города Компостела), приказывает построить небольшую церковь в астурийском стиле (это факт, который подтвержден археологическими раскопками на месте). С тех пор Теодомир перемещает свою епископскую резиденцию в Campus-Stellae.

Дорога, по которой проехал король Альфонсо II на пути к святыне, получает название Примитивной. С этого момента официально определено магическое место могилы Апостола Иакова вблизи от мыса Финистерре, точки, расположенной в самом западном конце Европы. Дорогу в Финистерре было легко найти из любого места Европы, ведь на неё всегда указывает «Млечный Путь». В древние времена считалось, что там заканчивался мир и что Атлантический океан был «усыпальницей солнца». Возможно, что именно эти географические и астрономические факты и помогли усилить магнетизм, который с тех пор провоцировал миллионы душ на путь Святого Иакова.

IX и X века стали временем консолидации Астурийско-Леонского королевства. Это сложный период со всех сторон жизни: политической, религиозной, военной и экономической. И именно в это, очень тяжкое для страны время, Апостол Иаков становится символом и покровителем христианских войск.

По преданиям Святой Иаков являлся на белом коне в самый ответственный момент битвы и помогал испанцам в битвах с сарацинами. В летописях описывается около 40 таких чудесных явлений. Именно это чудодейство и рождает знаменитый боевой клич Испании ¡Santiago, у cierra España! «Святой Иаков с нами — рази, Испания!»

Существуют два факта, которые подтверждают важность компостельского анклава для испанской монархии. С одной стороны, в 899 году Альфонсо III посвящает Апостолу Иакову новый собор больших размеров и более высокого художественного качества, нежели тот, что был построен Альфонсо II. В 977г. сарацинский каудильо Альманзор разрушает Сантьяго, зная что речь идëт о духовном центре христианского врага. Здесь нужно добавить тот факт, что одним из первых явлений Святого Иакова в помощь испанскому войску, было именно в битве с войсками Альманзора при Асинасе. И именно в этом бою летописцы первый раз письменно задокументировали боевой клич ¡Santiago, у cierra España!

Расцвет дороги Апостола Иакова во время романского периода

В XI веке слава о паломничестве в Сантьяго-де-Компостела распространяется по свей Европе. Стать пилигримом и побывать на могиле Апостола Иакова стремится каждый христианин. Христианские короли, в свою очередь, великодушно одаривают свои монастыри, находящиеся на пути следования паломников. В течение XI века количество паломников увеличивается настолько, что местные монархи вынуждены были начинать работу по облегчению пути для пилигримов. На всем пути следования идет строительство мостов и больниц. Формируется главный путь с его соответствующими станциями.

В 1073 году начинает строится третий храм на могиле апостола, под покровительством епископа Пелаес. Это будет большой романский собор, тот, что сохранился до сегодняшнего дня - великолепный храм романского стиля.

Другим фактором, послужившим развитию паломничества в XII и XIII веках становится приказ Рима о празднование Года Santos Compostelanos, с возможностью того, чтобы паломники получили полную индульгенцию. Папой Александром III в 1179 г подтверждается привилегия в том, что Святыми будут объявлены годы, в которых 25 июля (день Сантьяго) выпадает на воскресенье, т.е каждые шесть лет.

В 1139 Aymeric Picaud привозит в Сантьяго Codex Calixtinus - "Гид Паломника", написанный монахами Папы Каликсто II, отсюда и его название. В нем описывается Камино-де-Сантьяго и даётся множество советов пилигримам с подробным описанием дороги, еë природы и людей здесь живущих. Такой своеобразный путеводитель с уклоном на туристическую привлекательность маршрута следования паломников.

Этот момент можно назвать расцветом Дороги в Сантьяго-де-Компостела. Тысячи паломников со всей Европы, направляются в сторону конца, известного в эти времена мира, в сопровождении трости и тыквы, которая служила флягой для воды. Ракушка гребешка из Сантьяго-де-Компостела, станет подтверждением успеха и прожитых пилигримом приключений.

Упадок Камино-де-Сантьяго в средние века

С началом зверствования черной чумы в Европе в XIV веке паломничество к местам Святого Иакова испытывает сильный упадок. Ещё двести лет спустя, появление Протестантства становится новым ударом по Камино-де-Сантьяго, так как отговаривает своих последователей от паломничества со словами:

«... неизвестно, где лежит Сантьяго или собака или мертвая лошадь...»

«... поэтому, позволь ему лежать и не ходи туда...»

Архиепископ Сантьяго в период 1587-1602, Дон Хуан де Санклементе и Торкемада, под угрозой разрушения собора и хранилища мощей Апостола, скрыл его останки, унеся секрет их местонахождения с собой в могилу. Этот и другие мотивы стали причиной того, что в течении последующих двух веков, паломничества в Сантьяго-де-Компостела столь редки, что, как рассказывают хроники, 25 июля 1867 в Соборе было лишь несколько десятков паломников.

Возрождение традиции паломничества

Архиепископ Пая Рико вновь открывает останки Апостола Иакова в 1879 г и запрашивает одобрение подлинности реликвий, которое он получает от церковных и научной властей Испании, а также от Папы Римского Леона XIII.

Наибольшей популярности Камино-де-Сантьяго достигает в последней четверти XX века после крушения режима Франко. Ведь в настоящее время это не только религиозно-духовный путь, пилигримами становятся не только христианские паломники, но также любители природы, ценители средневекового искусства и те, кто ищет новые горизонты и возможности познать себя.

В 1993г. UNESCO признала Камино-де-Сантьяго Всемирным Наследием Человечества.

Северный путь Камино де Сантьяго

Вариантов пути Камино де Сантьяго существует несколько. Но самый изученный и популярный у пилигримов Северный Путь, который проходит по самым живописным местам вдоль Северного берега Испании. Историки и исследователи Камино-де-Сантьяго утверждают, что именно этот путь был первым по которому прошли первые европейские паломники в поисках могилы Святого Иакова.

В первые века после открытия захоронения Сантьяго большая часть Испании находилась под игом мусульман, кроме её северного побережья. Именно поэтому Северный путь стал единственной безопасной дорогой для христиан в их благих начинаниях. И по сей день именно этот путь в Сантьяго-де-Компостела признан самым красивым, эмоционально наполненным впечатлениями, открывающим для пилигрима все красоты величественных гор и бесконечной глади Атлантического океана, зелёных долин, усыпанных маленькими идиллическими деревушками с их неспешной сельской жизнью словно воплощение картинок из детских сказок. Кроме того, Северное побережье Испании поражает паломников своей простой и в то же время изысканной кухней, гостеприимностью местных жителей. Прохождение Северного пути Камино-де-Сантьяго для многих становится одним из самых главных впечатлений на всю жизнь.

В начале XXI века Северный путь переживает новый бум среди паломников и путешественников, жаждущих новых впечатлений, эмоций и знаний.

Камино-де-Сантьяго

Северный путь начинается от моста Сантьяго на границе с Францией в местечке Hendaya. Здесь можно увидеть первую желтую ракушку, символ пути Камино-де-Сантьяго и ориентир для пилигримов, которых вы встретите ещё великое множество на своем пути. А последнюю ракушку найдете напротив Собора Сантьяго-де-Компостела.

Основные этапы пути:

Страна Басков: Irún - San Sebastián (27,6 km.), San Sebastián – Zarautz (20,3 km.), Zarautz - Deba (22 km.), Deba – Markina - Xemein (24,3 km.), Xemein – Gernica (25 km.), Gernica - Lezama (25 km.), Lezama - Bilbao (11,2 km.), Bilbao - Portugalete (19,7 km.), Portugalete – Pobeña (12,3 km.).

Кантабрия: Pobeña – Castro Urdiales (23,5 km.), Castro Urdiales - Laredo (30,5 km.), Laredo – Güemes (29,5 km.), Güemes – Santander (20,5 km.), Santander - Queveda (41,4 km.), Queveda – Comillas (26,4 km.), Comillas – Unquera (26,6 km.).

Астурия: Unquera – Llanes (25,1 km.), Llanes – San Esteban de Leces (33,9 km.), San Esteban de Leces - Sebrayo (27,8 km.), Sebrayo - Gijon (24,3 km.), Gijon – Avilés (22,7 km.), Avilés – Soto du Luiña (38 km.), Soto du Luiña - Cadavedo (23,9 km.), Cadavedo - Luarca (16,3 km.), Luarca – La Caridad (29,3 km.).

Галисия: La Caridad – Ribadeo (22,3 km.), Ribadeo – Lourenzá (29,5 km.), Lourenzá – Abadín (28,4 km.), Abadín – Vilalba (20,6 km.), Vilalba - Baamonde (20,7 km.), Baamonde – Sobrado dos Monxes (41,3 km.), Sobrado dos Monxes - Arzúa (21,5 km.), Arzúa – Santiago de Compostela (39 km.).

Камино де Сантьяго в Кантабрии

Камино-де-Сантьяго по Кантабрии проходит через самые красивые многовековые порты Атлантического побережья – Кастро-Урдиалес, Ларедо, Сантандер, Комильяс, Сан-Висенте-де-ла-Баркера, в которых швартовались корабли Великой Испанской Империи.

Большинство паломников прибывало в Кантабрию именно по морю, некоторые приходили из Страны Басков и Франции. Сложность рельефа маршрута стала основной причиной падения его популярности в средние века, когда паломники преодолевали его только пешком. Однако смельчаков и романтиков это не пугало. Ведь все сложности пути с лихвой компенсируются красотами пейзажа: высокие горы, глубокие долины, крутые до головокружения обрывы и, конечно же, бескрайние дали величественного океана!

Северный путь Камино-де-Сантьяго подобен извивающейся змейке, переполненный поворотами, за каждым из которых перед вами открывается новый пейзаж, один прекраснее другого, от сказочной красоты которых перехватывает дыхание. Природа как будто бы специально постаралась раскрасить яркими красками Камино-де-Сантьяго, чтобы ещё на подходе к священным местам сердца паломников наполнялись величественностью и неземным трепетом к происходящему в их жизни событию, которое для многих становится самым важным событием всей жизни.

Северный путь Камино-де-Сантьяго это удивительный симбиоз настоящего и прошлого, захватывающей природы и потрясающей архитектуры. Это дорога, которая как пружина то удаляет вас от берега, то приближает к нему. Но по всему пути следования вы всегда интуитивно будите чувствовать близость и дыхание океана.

Есть масса способов пройти Северный путь Камино-де-Сантьяго: пешком, на велосипеде, верхом на лошади и т. д. Так же существует и множество различных мотивов: религиозное паломничество, спорт, тяга к новому и прекрасному, поиск себя и личный вызов. Но каким бы не был ваш мотив, можете быть уверенными, что это станет одним из самых значимых и эмоционально наполненных событий в вашей жизни!

Мы же предлагаем самым отважным искателям приключений пройти этот путь в месте с нами мотопробегом.

Ваш гид в Кантабрии и по Северу Испании Елена Вивас Гарсия